Великая Отечественная война… Сколько смешанных чувств вызывают в душе человека эти слова — это боль от страшных потерь, воспоминания о разрухе и голоде, но вместе с тем слезы радости в возгласах «Ура! Победа!» и счастье встречи со своими родными и односельчанами спустя 4 года разлуки…
Война затронула и наших земляков. Память о ней увековечена в музеях и архивах, Книгах памяти, на мемориальных плитах, памятниках погибшим солдатам. Благодаря этому мы можем прикоснуться к прошлому, вспомнить наших земляков, которые сражались на фронтах, а также работали и жили в тылу.
Одна из таких женщин живет среди нас в селе Гражданцево Северного района — труженица тыла Акулина Васильевна Усова (Андреева). О ней и решила рассказать Наталья Михалевич.
«Родилась она 19 августа 1927 года. Ее отец, Василий Иванович, до войны был охотником, а после войны занимался пчеловодством. Мать, Мария Гавриловна, была домохозяйкой. Семья Андреевых была большая — 8 детей: пять сыновей и три дочери. Акулина была четвертым ребенком в семье.
До 1939 года семья жила в деревне Михайловка Северного района. Жили бедно. Семья была большая, всех нужно было кормить и одевать. В августе 1939 года семья пошла пешком из Михайловки в село Гражданцево на постоянное место жительства. Акулина Васильевна вспоминает, что ее мама несла на руках четырехмесячного брата, отец тащил за собой лодку, в которой сидели два младших брата, остальные шли пешком. Придя в Гражданцево, неделю жили на берегу реки Тартас. Когда ночами стало холодать, их приютили добрые люди — стали спать у одного дедушки Бориса в бане.
«Вскоре отец заработал в колхозе хлеб. Вот тогда мы наелись досыта хлебушка», — вспоминает Акулина Васильевна. Вся семья говорила только по-чувашски, русского языка дети вообще не понимали, но со временем все стали понимать русский язык.
Акулина окончила в Михайловке 3 класса на чувашском языке, а в новом селе пошла сразу в 5 класс, и учиться приходилось на русском. Училась она на «отлично», но зимой пришлось бросить школу, так как не в чем было ходить. Со слезами на глазах вспоминает Акулина Васильевна о том, как бегали в школу с сестрой. Один тулуп на двоих: в один рукав — рука Акулины, в другой — рука сестры Ольги. На ногах были тапки, вязанные изо льна.
«По радио объявили о начале войны. Помню, что мы, дети, сильно плакали. На войну стали брать из села почти каждый день молодых парней и мужчин постарше. Всей деревней провожали на фронт и просили вернуться», — рассказывает Акулина Васильевна.
В 1941 году ей исполнилось 14 лет, и она идет работать на сортучасток. Там она сеяла, полола засеянные поля. Убирали хлеб вручную: вязали снопы, затем делали суслоны (пять поставленных вместе снопов, сверху шестой прикрывал эти пять снопов), а зимой их перевозили в село на сушилку и здесь уже молотили. Все перевозили на лошадях и на быках. Заготавливали сено, сажали и убирали овощи. Все это отправляли строго на фронт, себе почти ничего не оставляли. Вечерами вязали носки, шили кисеты для солдат.
В 15 лет Акулина научилась косить сено косой. Затем уборка сена была вручную, всем давали грабли, а ей — вилы. Говорили, что она «ядреная», справится. Всю работу тогда делали бегом, так как надо было все успевать.
Вспоминает Акулина Васильевна, что дома не было ни картошки, ни яиц — все надо было пересылать на фронт, чтобы кормить солдат. А себе варили похлебку из турнепса с крупой. Из жабрея делали лепешки и пекли в русской печке, ели крапиву. В поле собирали колоски, чтобы маленько покушать. Зимой воду кипятили, подсаливали и ели как суп, но и соль не всегда была на столе. Весной, лишь только растает снег, ходили по огороду и искали замороженную картошку. Из нее делали лепешки и пекли на железной печке.
В годы войны жилось очень трудно: голод, тяжелая работа, помощь фронту. Она вспоминает, что самым трудным испытанием был голод. Рассказывает, что с наступлением весны и лета жилось немного лучше: вырастали травы, которые ели. Может, поэтому люди и остались живы.
Работая на сортучастке, Акулина каждый день получала паек хлеба в 200 граммов, который несла домой. Позже вся семья туда переехала. Это и спасло их от голодной смерти, уверена Акулина Васильевна.
Всю войну работали с удовольствием, хотя и было трудно, потому что очень хотелось помочь и поддержать простого солдата, чтобы поскорее закончилась война.
После долгой и тяжелой работы находились силы для танцев и песен. В 15 лет Акулина научилась играть на балалайке и по возможности, после работы пела, играя на ней. Тогда у молодежи были игры в лапту, фантики, разлучки, и всем было весело и интересно. А наутро вновь на работу…
Акулина Васильевна вспоминает, что не любила носить лапти и когда шла домой на обед, их снимала, ставила под березку и бежала босиком. Лапти плели мастера, а молодежь для них драли лыко, из тальника нарезали ленты. Были даже лапти с деревянными каблуками, но восторга от такой обуви не было.
Мысли переносят ее к образу брата Максима, как его призвали на фронт, когда он работал на военном заводе. 11 июня 1943 года его ранили, повезли в госпиталь, но позже его там не оказалось. На запрос им ответили, что Максим Васильевич пропал без вести. Помнится ей письмо от Максима, когда он пошел в бой. Читая, плакали все. Это и было его последнее письмо.
Зато отец Акулины Васильевны, вернулся в деревню первым после войны. «Мы, пятеро детей, были в поле. Мама привезла папу на телеге. Когда мы увидели отца, то побежали бегом навстречу к нему. Папа соскочил с телеги и побежал к нам. Двое детей ухватились за ноги отца, а трое повисли на нем», — рассказывает Акулина Васильевна, красиво улыбаясь при этом.
Так началась жизнь после войны. Мужчин почти не было. В село вернулись с фронта всего пятеро, а забирали более двухсот человек, поэтому восстанавливать все, в большей степени, приходилось женщинам и старикам. В послевоенное время Акулина продолжала трудиться в колхозе. Зарплату не давали, а писали «трудодни». Осенью на «трудодни» давали хлеб. Позже стали платить деньги, но получали все равно мало.
За пять лет после войны народ восстановил страну, не жалея сил и здоровья. Никто не прятался — если нужно было ночью идти на работу, то шли и работали.
Потом встретила Акулина Васильевна свою любовь — Кирилла Савельевича Усова, ветерана Великой Отечественной войны. Тридцать лет они прожили вместе. К сожалению, у Акулины Васильевны родных детей нет, но всю любовь она отдала детям и внукам мужа.
В послевоенные годы она много лет работала дояркой. Говорит, что куда посылали работать, туда и шла. Но любовь к песням и балалайке осталась на всю жизнь. Она и сейчас вечерами играет на балалайке и поет. Ей 96 лет, но она остается жизнерадостным, веселым и добрым человеком, несмотря на то, что ей пришлось пережить.
У Акулины Васильевны осталось особое и уважительное отношение к хлебу на всю жизнь, ведь она прочувствовала на себе что значит «умирать от голода». До настоящего времени она сама печет вкусный и такой бесценный хлеб. Говорит о том, что нужно ценить в жизни все, что имеешь.
Хорошо, что наше поколение имеет возможность прикоснуться к тому страшному времени в воспоминаниях живых свидетелей. Сегодня с ветеранами и тружениками тыла мы — их внуки и правнуки! Поэтому связь поколений никогда не прервется. Мы же должны брать пример с таких людей, как Акулина Васильевна».
Память о войне — живая и нетленная память народа! И пусть ни одно звено не выпадет из общей цепи. Так будем же помнить героев фронта и тыла. А самое главное, постараемся воздать должное тем, кому мы обязаны за Великую Победу!