Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению обсудил перспективы развития системы оказания госуслуг в регионе.
Ремонт техники и некоторых зданий
С докладом перед региональными парламентариями выступил заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. По его словам, в настоящее время в регионе завершен первый этап формирования сети многофункциональных центров (МФЦ), и в Новосибирске продолжают открывать новые филиалы. «В частности, в январе мы открыли новый филиал — «Чемской», что позволит снизить нагрузку на филиалы «Площадь Труда», «Кировский» и в рабочем поселке Краснообск, — отметил Виталий Шовтак. — В феврале мы планируем открыть новый филиал на Родниках на улице Курчатова». Также заместитель министра рассказал, что в последнее время в системе МФЦ области было создано 63 сектора пользовательского сопровождения. Там либо самостоятельно, либо при помощи специалистов посетители могут воспользоваться компьютером, сканером и принтером для работы с единым порталом госуслуг.
Заместитель председателя комитета Виталий Новосёлов отметил, что на развитие сети МФЦ в регионе на 2024 год заложено 7 миллионов рублей. «Достаточно этих денег будет?» — поинтересовался депутат. Виталий Шовтак ответил, что «сумма крайне малая», дальше вложения нужны более серьезные. «На первом месте, конечно, стоит обновление парка компьютеров, — перечислил проблемы замминистра. — Компьютеры, сканеры постоянно ломаются. Мы их чиним, но недоремонт нарастает, и проблема не уходит». Также Виталий Шовтак добавил, что в некоторых филиалах МФЦ необходима замена устаревшей мебели, а самым первым офисам, открытым более десяти лет назад, требуется ремонт.
Госуслуги уходят в интернет
Вопрос наполняемости филиалов МФЦ поднял заместитель председателя комитета Евгений Смышляев. В ближайшие годы с учетом того, что множество гоуслуг уходит в интернет, многие смогут обойтись без посещения МФЦ. «Делался ли просчет? Нужна какая-то золотая середина. Какой смысл через три-четыре года держать наполовину пустые центры, держать сотрудников, если процентов 40-50 обращений будет поступать в электронной форме?» — спросил парламентарий.
Заместитель министра ответил, что периодически возникает необходимость что-то изменить. «Допустим, у нас был этап, когда резко начало увеличиваться количество услуг, которые «падали» на МФЦ, и возникали колоссальные очереди — там люди по три часа стояли», — вспомнил Виталий Шовтак. По его словам, точные расчеты сделать сложно, но через три-четыре года количество обращений в МФЦ снизится на 25-30 процентов в год. За минувший год рост обращений, в сравнении с 2022 годом, составил 6,5 процентов. По мнению замминистра, когда начнется падение числа обращений, станет понятно, как оптимизировать процессы.
И виртуально, и физически
Заместитель председателя комитета Константин Антонов вспомнил, как десятилетия назад, чтобы получить самые элементарные государственные услуги, приходилось задействовать личные связи. А сейчас почти все госуслуги можно получить в интернете, нажимая на дисплей смартфона или клавиатуру компьютера. Тем не менее, он считает, что наиболее затратными по времени среди всех госуслуг являются миграционные, в частности, оформление загранпаспорта. Региональный парламентарий предложил добавить к критерию оценки удовлетворенности пользователей еще и критерий затраченного времени на нахождение в зданиях МФЦ.
По мнению председателя комитета Игоря Умербаева, несмотря на рост популярности электронных сервисов, полностью отказываться от привычных всем технологий тоже нельзя. «Понятно, что сейчас бурно развиваются в интернет-пространстве государственные услуги и сервисы, — отметил он. — Использование исключительно интернета в сфере оказания государственных услуг несет риски потери информации. Считаю, что госуслуги нужно оказывать населению параллельно: и виртуально, и физически. Внедряя что-то новое, надо не спешить отказываться от старого. Чтобы разные элементы системы
подстраховывали друг друга на случай неожиданного сбоя».
Языком цифр
Система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области сегодня включает:
– 42 филиала,
– 52 территориально обособленных структурных подразделения (офиса),
– 63 сектора пользовательского сопровождения,
– 757 окон приема,
– 14 окон для бизнеса,
– 8 мобильных офисов,
– 3 криптобиокабины,
– 1263 сотрудника.
В 2023 году в МФЦ региона:
– предоставлялось более 400 услуг,
– поступило 3 255 585 обращений,
– удержано 314,8 миллиона рублей госпошлины.
По данным Минэкономразвития Новосибирской области, работу МФЦ положительно оценили 99,9 процента посетителей.