В Комплексном центре социального обслуживания населения Северного района состоялась встреча «Эх, частушка заводная», посвященная памяти знаменитого гармониста Геннадия Заволокина.

Практически каждый год в Новосибирске или в деревне Новый Шарап Ордынского района, где открыт музей «Заволокинская деревня», проводятся фестивали в память о знаменитом гармонисте, прославившем вместе с братом Александром нашу область на всю страну.

«Стараниями Заволокиных в далёком 1986 году появилась телепередача «Играй, гармонь любимая!», принёсшая им всенародное признание и огромную популярность, и продолжившая своё существование благодаря детям мэтра — Анастасии и Захара.

Мало кто помнит, что на год раньше (с марта 1985 года) передача носила название «Концерт сибирских гармонистов» и транслировалась по новосибирскому телевидению. Узнать об этом присутствующим помогло знакомство с книгой Геннадия Заволокина «Играй, гармонь!», в которой он рассказывает о своей работе, размышляет о судьбе народного творчества, знакомит читателей с почтой передачи», — рассказала Мария Апалькова, библиотекарь отдела обслуживания ЦБС.

Но прежде чем заговорить о сузунских гармонистах, библиотекарь, опираясь на сборник «Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области» Владимира Бахтина, познакомила присутствующих с самим понятием «частушка» и её видами. Продемонстрировала сборники частушек из фонда Центральной библиотеки, созданные, в том числе, братьями Заволокиными: «Частушки от братушки», «Это звонкое чудо – частушка» и др. Это снова вернуло участников посиделок к разговору о творческом тандеме.

«Статьи Аркадия Шарапинского из газет «За дело Ленина» №40 1983 и №9 1984 года напомнили о том, как братья Александр и Геннадий несколько раз посещали Северный район, записывали песни и частушки бергульских фольклористов, побывали в селе Чебаки, где встретились с уже знакомыми северянами. Обратившись к книге Александра Дмитриевича «Живая паутинка», где представлена биография автора и его прозаические сочинения, можно проследить географию его путешествий по населённым пунктам не только Новосибирской области, но и за её пределами», — продолжает Мария.

Присутствующие отметили, что каждый рассказ несёт информацию не только о людях, с которыми знакомился гармонист, но и о местах, в которых побывал, будь то деревня, город или река.

«Говоря о частушках или как их раньше называли – перепевках, вертушках, коротушках, скакухах, естественно вспомнили такие телепередачи, как «Эх, Семёновна!» и «Играй, гармонь», где жители со всех уголков страны и близлежащего зарубежья представляли самобытные частушки, сквозь которые можно отследить не только местные традиции, культурные устои и жизненный уклад, но и в целом историю страны. Если в начале 19 века были популярны про насильственное разлучение пар, про солдатчину, про семейный гнёт и тяжелую долю девушки-батрачки, то в 20 веке больше пели о трудовой жизни — трактористах, целине, шофёрах, лётчиках, различиях между городом и деревней. Посмотрели фрагмент передачи «Играй, гармонь сибирская» от 14 ноября 1985 года новосибирской студии телевидения.

Завершили встречу перепевками, где отличились Наталья Банникова и Дарья Коновалова, которая общим мнением зрителей была признана виртуозным исполнителем частушки — наименее популярного в наши дни фольклорного литературно-песенного жанра», — подытожила Мария.  

Темы: