Зимой дороги и тротуары становятся источником повышенной опасности. То ледяной дождь образует плотную корку льда, то снежные заносы, то наледь после резкого перехода от плюсовой температуры к морозам.
Учитывая этот факт, предметом общественных дискуссий стали вопросы использования антигололедных реагентов. Эффективность работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах во многом зависит от качества антигололедных материалов и условий их применения.
Так в соответствии с ГОСТ Р59434-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» не допускается наличие на покрытии проезжей части зимней скользкости (исключая рыхлый или талый снег во время снегопада и/или метели), наличие рыхлого (талого) снега на покрытии проезжей части (в том числе примыканий, пересечений в пределах полосы отвода) по окончании снегопада и/или метели, наличие уплотненного снежного покрова (УСП) на покрытии проезжей части искусственных сооружений, наличие уплотненного снега (снежного наката) на покрытии проезжей части.
Следует отметить, что несоблюдение требований ГОСТа влечет наложение административного штрафа, как на организацию, занимающуюся содержанием улично-дорожной сети, так и на собственника дорог.
Самыми распространенными реагентами являются пескосоль, хлористый кальций, бифошит и модифицированный хлористый кальций натрий.
Пескосоль это полностью природный материал, состоящий из двух компонентов. Для его получения в одинаковых пропорциях смешивают песок и техническую соль. Соль техническая в этом реагенте расплавляет лед, а песок благодаря своим абразивным свойствам позволяет иметь хорошее сцепление с дорогой. Из всех противогололедных средств, пескосоль самый доступный и самый безопасный для окружающей среды материал. Более того, этот материал не теряет своей эффективности даже при очень низких температурах.
Применение противогололёдных реагентов полезно. Реагенты обеспечивают безопасность пешеходов и автомобилистов, снижают скольжение на покрытиях, уменьшает риск падений, травм и ДТП.
Также реагенты сохраняют инфраструктуру — своевременная обработка помогает избежать накопления льда, который может повредить асфальт, плитку или бетонные покрытия. После обработки снег и лёд легче убрать с помощью лопаты или техники.